"ШКОЛЬНЫЕ ДЕНЬКИ"

Сайт учителя начальных классов Капкановой Елены Валерьевны

Учителям
Ученикам
Родителям
Часы
Форма входа
Главная » Файлы » советы логопедов » советы логопедов

Подготовка будущих первоклассников к овладению письменной речью
13.01.2013, 14:02
Всему своё время (народная мудрость)

       Если в Вашей семье подрастает ребёнок и где-то через год пора в школу, то возникает много вопросов. Один из них – какой литературой следует пользоваться, чтобы подготовить сына или дочь к школе.
     Многие связывают готовность к школьному обучению только с умением читать и писать. Но это большое заблуждение!

       Чтение и письмо – это сложные психофизиологические процессы. И не следует ставить эти процессы как главный показатель готовности к обучению в школе. Убедитесь, что ребёнок готов осваивать такой сложный вид деятельности как письменная речь (сначала чтение, а потом письмо).

1. Произносительная сторона речи полностью формируется в дошкольном возрасте. Если нет какого-либо звука или даже звуков, нужно срочно исправлять. Сюда можно отнести и слоговую структуру слова: не весипед, а велосипед; не катан, а стакан…

2. У ребёнка должен быть хорошо развит фонематический слух: может выделить первый и последний звук в слове; определить, где находится заданный звук…

3. Грамматический строй речи во многом уже сформирован: не глазы, а глаза; не яблоковый сок, а яблочный…

4. Достаточно большой словарный запас: ребёнок использует слова по назначению, может подобрать синонимы, антонимы, владеет обобщающими понятиями…

 5. Ребёнок владеет связной речью: может рассказать о себе; в состоянии описать игру, в которую играл; объяснить, что ему хочется…

6. Должна быть достаточно развита мелкая моторика (это относится только к овладению письмом). А развивают мелкую моторику рисование, работа с пластилином, бисером, самостоятельное застёгивание вещей, завязывание шнурков… И только в последнюю очередь работа ручкой в прописях и тетрадях!

     Главное, чтобы ребёнок сам проявлял желание к освоению письменной речи (как чтения, так и письма).
          И не стоит забывать про общее развитие: плавайте, танцуйте, пойте, гуляйте, посещайте театры, играйте, общайтесь… Развивайте память, внимание, мышление, вырабатывайте усидчивость – это также очень важно для готовности к школьному обучению и освоению письменной речи.


     Важно, чтобы Вы, уважаемые взрослые, были заинтересованы в успешности своего ребёнка – будущего ученика!!!

Составитель: Турлак О.В., учитель-логопед








О развитии
артикуляционной
моторики












      Для четкого произношения звуков, хорошей дикции необходимо, чтобы была хорошо развита артикуляционная моторика, то есть способность органов артикуляционного аппарата (языка, губ)  правильно принимать артикуляционную позицию, правильно и точно переключаться с одной позиции на другую. Чтобы произнести любой звук, органы нашего артикуляционного аппарата должны занять определенную позицию. Например, в  слове ОБЛАКО шесть звуков и наш язык и губы шесть раз с большой скоростью меняют позицию:
•    при произношении О губы округляются. Язык за нижними зубами,
•    Б – губы мыкаются, затем «взрываются» под напором воздух,.
•    На Л язык поднимается к верхним зубам,
•     затем быстро «падает» за нижние зубы произносит ...
•    Оттягивается назад, поднимает спинку, произносит К,
• Снова возвращается в позицию произношения О.

      Представьте, сколько движений выполняют наши артикуляционные органы в процессе речи. Поэтому одной из важнейших задач в коррекции звукопроизношения, особенно у детей имеющих легкую степень дизартрии, является развитие подвижности речевых органов.
    Логопед подбирает наиболее эффективные методы работы для формирования нормативного произношения, в том числе для формирования артикуляционных моторных навыков.
   Для тренировки мышц языка, губ, щек проводиться артикуляционная гимнастика. Наибольшая нагрузка в ней приходится на мышцы языка, укрепить которые помогают статические и динамические упражнения. Статические упражнения направлены на выработку силы, точности и устойчивости движений языка. С помощью динамических упражнений развивается ее плавность, переключаемость, четкость движений. Артикуляционная гимнастика подбирается для каждого ребенка , с учетом речевого заключения и его индивидуальных особенностей. В коррекционную работу включается и мимическая гимнастика. При необходимости проводится логопедический массаж.
Если логопед рекомендует вашему ребенку консультацию врача психоневролога, не пренебрегайте этим советом. При тяжелых нарушениях моторных функций помощь невролога необходима.
Работа над развитием подвижности речевого аппарата достаточно кропотлива. Требует терпения и регулярности.
   Ваше участие в коррекционном процессе и ваша помощь также необходима ребенку.
    Будьте в постоянном контакте с вашим логопедом. Старайтесь точно выполнять его рекомендации. Не стесняйтесь задавать вопросы. Если они у вас возникают. Посещайте индивидуальные логопедические занятия вашего ребенка.  
   
Составила:  Самбуракова Н.А., учитель-логопед
Категория: советы логопедов | Добавил: Elena
Просмотров: 301 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Корзина
Ваша корзина пуста
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2017
    Конструктор сайтов - uCoz