«Самый опасный результат образования
– это прекрасно информированные люди,
не отягощенные совестью»
(Эрнст Боуэр, амер. педагог-психолог).
Сегодня воспитание является важнейшим компонентом образования в интересах человека, общества, государства. Большая роль отводится деятельности классного руководителя. Только тот, кто занимается этой деятельностью, понимает, что её границы очень широки. Воспитательные функции в ОУ выполняют все педагогические работники, однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю.
В последние десятилетия условия жизни нашего государства и личности значительно изменились. Быстрое развитие информационных технологий, небывалые темпы научного прогресса привели к остро ощущаемому «гуманитарному голоданию». Анализ событий, под влиянием которых живет общество в последнее время, приводит к мысли, что ему задаются идеалы, которые противоречат не только духовной жизни, но и природной сущности человека. В педагогической деятельности нравственные ориентиры перестали быть доминирующими. В сознании взрослеющего школьника они не находят себе места, а «свято место пусто не бывает». Становление человека не может сводиться только к рациональному познанию. Острота нравственных проблем на современном этапе развития общества требует существенных изменений в подходе к учебно-воспитательному процессу школы. Одна из основных задач педагогики – открывать новому поколению людей мир общечеловеческих культурных и нравственных ценностей. Отсутствие необходимого морального фундамента, заложенного в младшем школьном возрасте, обрекает ученика, не имеющего нужных нравственных ориентиров, следовать внешним формам поведения, далеким от идеала.
Проблема нравственного образования как система знаний о моральных ценностях общества впервые официально поставлена в ФГОС. Как построить в школе воспитательный процесс, чтобы учащиеся были социально востребованными? Человек как личность проявляется только через систему отношений с другими людьми. Научить этой системе отношений сможет тщательно продуманная система внеклассной работы под началом классного руководителя.
На классного руководителя в современной школе ложится большая ответственность. Вместе с родителями и службой сопровождения (психолог и социальный педагог) классный руководитель решает проблемы адаптации и социализации ребенка. Их совместная деятельность оказывает подрастающему человеку реальную помощь в процессе освоения им социокультурного опыта.
Любой опыт начинается с постижения азов. В образовательном учреждении – это начальная школа. Учитель начальных классов и классный руководитель – неразделимые понятия. Весь учебный процесс младших школьников является воспитательным, как в урочное, так и во внеурочное время. Это объясняется психологическими особенностями младшего школьника, для которого ведущим видом деятельности является учебная деятельность. Поэтому основой работы классного руководителя в начальных классах считается духовно-нравственное воспитание, формирование «морального фундамента» ученика. Формирование классного коллектива способствует улучшению образовательного процесса в классе, повышает мотивацию учащихся. С чего начинается формирование детского коллектива? Поскольку эта работа возможна только в тесном взаимодействии с родителями младших школьников, то работа классного руководителя в начальных классах начинается с формирования родительского коллектива.
Работа с родителями учащихся – приоритетная в начальной школе. Только при единстве учителя и родителей достигается положительный результат. Классный руководитель продумывает свою деятельность так, чтобы максимально вовлечь все семьи в школьную деятельность. Это требует большого такта от педагога и индивидуального подхода к каждой семье. Родители добровольно выбирают то направление, по которому они хотели бы сотрудничать со школой ( культмассовое, учебно-социальное, хозяйственно-трудовое, спортивно-оздоровительное). Когда с первого класса удается наладить работу этих направлений, то в дальнейшем облегчается вся воспитательная работа в детском коллективе.
Основные формы работы с родителями в начальной школе следующие:
- родительские собрания;
- общешкольные конференции;
- анкетирование и тестирование;
- открытые мероприятия для родителей;
- совместные экскурсии;
- привлечение всех родителей к классным праздникам;
- знакомство с родословной семьи
Уважаемые коллеги, желаю вам творческих успехов !
Информационные ресурсы для классного руководителя:
-htpp://www.festival.1september.ru– газета «1 сентября»;
- htpp://www.n-shkola.ru- журнал «Начальная школа»;
- htpp://www.ug.ru–сайт «Учительской газеты»;
- htpp://www.rsl.ru– Российская государственная библиотека;
- htpp://www.dic.academic.ru– словари и энциклопедии on-line;
-htpp://www.vschool.km.ru– виртуальная школа Кирилла и Мефодия;
- htpp://www.kinder.ru/default.htm–интернет для детей, каталог детских ресурсов;
- htpp://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html- сайт «Детский мир», детские песни, мультфильмы, загадки и др.;
- htpp://www.solnet.ee– детский портал «Солнышко»;
- htpp://www.nsportal.ru–социальная сеть работников образования;
- htpp://www.innovativeteachers.ru– сеть творческих учителей.
|